Основные параметры городской среды

Город – это безусловно большая и сложная система, можно даже сказать не просто система, а инфраструктурно-социальный организм. Таким образом, чтобы рассмотреть городскую систему во всем ее многообразии не хватит и сотни разных статей. Поэтому нужно четко выделить и обозначить отдельные аспекты этой системы, которые и станут предметом данного аналитического материала.
Речь пойдет о городской среде и параметрах, которые ее характеризуют. Обозначим городскую среду, как открытые общественные пространства не интерьерного типа (кроме интерьеров больших пространств), находящиеся в черте города. Проще говоря – это улицы, площади, скверы, парки, дворы и т.д. 

Отдельно стоит упомянуть о таком исключении, как интерьеры больших пространств – в данном случае, имеется ввиду большие городские галереи (например, в Милане или в Неаполе).
В исключение можно вписать и другие большие крытые общественные пространства – парки, оранжереи, галереи на улицах и т.д. Подобные крытые пространства в том числе выполняют и утилитарную функцию – защита от солнца, осадков и т.д. 
Так как у городской среды есть множество разных аспектов, нужно уточнить, что в данной статье мы будем говорить только о благоустройстве, и других областей касаться не будем.

Рассматривать общественные пространства я буду прежде всего на примере улиц, но обозначенные в данном случае параметры подойдут и другим видам городской среды.
Чтобы понять какие же основные параметры есть у городской среды, нужно сначала обозначить ее главные функции:
1) Транзитная – самая важная функция любого общественного пространства. Действительно, городская среда прежде всего должна давать человеку возможность добраться из пункта А, в пункт Б., всеми разрешенными способами – пешком, на автомобиле, велосипеде и т.д. Причем, в данном случае, речь идет скорее не о комфорте перемещения, а о возможно такого перемещения в принципе. Тут есть два основных критерия:

а) критерий безопасности – улица не должна проваливаться под вашими ногами, не должно быть открытых канализационных люков, обязаны работать светофоры и уличные фонари, должны быть пешеходные переходы и т.д. 
К безопасности транзитной функции относятся также и гарантии, что на вас не нападут какие-нибудь животные (вроде бродячих собак) или агрессивно настроенные люди и т.д., но все эти безусловно важные вещи выходят за пределы предмета нашего рассмотрения – мы говорим только про благоустройство.
б) Еще один критерий – это некоторый базовый уровень комфорта при осуществлении транзитной функции. Это достаточно условный критерий, поэтому его границы будут несколько размыты. Что же такое базовый уровень комфорта? Прежде всего это наличие уличного покрытия (асфальт, плитка и т.д.) без крупных и средних дефектов, там, где оно необходимо (где участок не занят газонами). То есть, мелкие дефекты покрытия здесь допускается – плитка не ровно лежит, может быть где-то немного повреждена, дорожное покрытие не совсем идеальное, имеет неровности и т.д. А вот средние и большие ямы и другие подобные дефекты на уличном покрытии, которые, особенно во время и после осадков, сильно затрудняют движения, или тем более, отсутствие покрытия, когда все развозит грязью, так что не проедешь и не пройдешь – вот это уже то, что не дает базовый уровень комфорта, и из-за чего не выполняется транзитная функция. 
Такое же касается и газонов, если по ним допускается ходить – должно быть отсутствие средних и крупных дефектов поверхности, - различных опасных оврагов и скрытых ям быть не должно.  
Все остальное – опасность обрушения деревьев, веток, столбов, не работающие светофоры – скорее относится к первому критерию безопасности.

2) Эстетическая – здесь речь прежде всего идет о визуальной эстетике, проще говоря общественное пространство должно быть красивым – архитектура, благоустройство, природные элементы – все это должно радовать глаз.
3) Функция комфортности – это функция которая отвечает за определённый уровень комфорта (условно – средний и выше) при осуществлении первых двух функций. Это и ровное, удобное покрытие, по которому приятно ходить и ездить, и хорошая демаркация и изоляция пешеходной зоны от проезжей части, при которых на пешехода не влияют (вернее – их влияние сведено к минимуму) шум, вредные вещества и другие раздражители со стороны проезжей части, а также удобные скамейки, где пешеход может присесть и т.д.
Обозначив функции, можно переходить к самому главному – к основным параметрам городской среды.
Для упрощения, рассмотрим городскую среду в которой транзитная функция реализована по умолчанию, то есть пройти или проехать по ней, может быть и без комфорта, но все-таки можно. В наше время, почти все большие российские города эту функцию реализуют. А вот на второй и третьей функции остановимся подробнее и сформулируем наши параметры исходя из них.


Таким образом, основные параметры городской среды, начиная с самых важных, следующие:
1) Архитектура – это безусловно самый главный параметр городской среды действующий на всем ее многообразии, разве что кроме больших природных пространств, например парков. Но конечно же, для улицы или площади, архитектура – это наиглавнейший параметр данного общественного пространства. Это легко доказать. Вот, например, Невский проспект в Санкт-Петербурге – улица у которой почти нет деревьев и других природных элементов (если не считать пересечение двух каналов и одной реки, а также небольшого числа локализованных мест с деревьями, но к подавляющему большинству проспекта это не относиться), ширина этого проспекта слишком большая для комфортной прогулки, плитка и асфальт неплохие, но не без изъянов – то есть с благоустройством не все, мягко говоря, идеально.
А теперь посмотрим обычную московскую улицу с цветущей зеленью, хорошими пространственными данными, неплохим уличным покрытием, но с посредственной архитектурой:
Спросите себя, на какую улицу вы бы специально вышли погулять? (только не говорите что на последнюю :))

Говоря об архитектуре, в ней можно выделить два основанных подвида:
а) Большая архитектура – это прежде всего здания и большие сооружения.
б) Малые архитектурные формы – скульптуры, фонтаны, уличные фонари, лавки и т.д.
У некоторых объектов малых архитектурных форм есть не только эстетические, но и утилитарные функции, например уличные лавки стоят не только для красоты, но и чтобы на них можно было присесть, причем желательно удобно. В данном случае, утилитарная функция несколько главнее, но не намного, так как эстетика имеет большое значение.
Среди этих двух подвидов, главное значение конечно же имеет большая архитектура. В целом, можно высказать определенную тенденцию: чем больше архитектура, тем она важнее, прежде всего потому что ее визуальный вклад в среду возрастает вместе с размерами (хотя из этой тенденции конечно есть и исключения, в основе которых лежат дизайнерские, культурно-исторические и другие характеристики архитектуры).
Кстати, уличная реклама и прочий визуальный шум тоже относятся к данному архитектурную параметру.
2) Природные элементы – так уж сложилось, что человек начал свой путь из естественной, природной среды, и хотя это было давно, но до сих пор представления о комфорте и красоте у нас неминуемо продолжают быть связанны с природой и ее элементами. Именно поэтому – это второй по значимости параметр. Самым популярными элементами являются зеленые насаждения – растения и деревья, при этом последние играют существенную роль. И хотя деревья есть почти в любом городе, но по настоящему красивой и плотной посадкой могут похвастаться единицы.
К зеленым насаждениям также относятся газоны, даже если на них мало или совсем нет зелени, потому что почва в природном плане неотделима от зелени.
При этом, чтобы в городе не было грязи, открытого грунта быть не должно – или земля закрыта или между ней и остальным пространством делается преграда (бордюр, разные уровни и т.д.).
Далее идут водные пространства – реки, каналы, озера, пруды, моря, водохранилища и т.д. Подобные пространства есть во многих городах. Почти в каждом крупном европейском городе есть река (или система каналов), которая протекает через его центр или рядом с ним, а также большие водные пространства (озера, моря и океаны), которые, как правило, находятся на окраине города. В некоторые исключения можно отнести Софию, где есть только маленькие речки на окраине, а также Милан где недалеко от центра находятся два небольших канала и маленькое водохранилище. С определенной оговоркой сюда также можно отнести Болонью, Штутгарт и Загреб – там есть реки, но они существенно удалены от центров этих городов. У остальных крупных европейских городов большие водные пространстве в той или иной степени присутствуют.
Каналы и маленькие реки украшают город не меньше, чем более полноводные водные пространства.
Вода – очень важный элемент в общественном пространстве, не зря ее часто используют даже в рукотворных элементах – различным фонтанах, небольших прудиках и т.д. 
Затем можно выделить различные небольшие горы, скалы и т.д. Такие объекты в черте города смотрятся крайне эффектно. 
Замыкает список остальные, куда менее распространенные в городской черте или находящиеся в зоне прямой видимости природные объекты – гейзеры, вулканы и т.д.
Завершая описание данного параметра, нужно сказать, что природные элементы здесь рассматриваются как с эстетической, так и с функциональной точки зрения

3) Пространственные характеристики – третий по значимости параметр, отвечающий за общие пространственные данные городской среды. Его можно разделить на:

а) Пространственные характеристики объектов – размер городских объектов, их расположение и расстояние друг от друга. На примере улицы – это высота домов и ширина улицы, а также ширина дороги и тротуара. Здесь можно выделить несколько «хороших» вариантов: 
 - Тихая уютная улица – тут все просто: чем меньше улица, тем она уютнее. Подобная атмосфера создается прежде всего на улицах малого и среднего размера. Стоит сказать, что помимо пространственных характеристик, этому также помогает архитектура и качество покрытия улицы, но прежде всего, конечно – зеленые насаждения, главным образом, деревья. Рассмотрим различные примеры подобной уютной улицы, исходя из подходящих ей размеров: малых и средних.
Условно будем считать, что малая улица – это улица шириной не более 10 метров, где высота зданий не более 15 метров, при этом ширина тротуара с одной стороны не меньше 2 метров. Идеальный вариант здесь – это пешеходная улица.
Как было сказано ранее, уютную и комфортную атмосферу нельзя обеспечить без других параметров городской среды, однако в зависимости от пространственных характеристик возможны различные варианты этих параметров. Например, для малых улиц допускается отсутствие зеленых насаждений. Это тот случай, когда комфорт и уют среды может быть создан только за счет пространственных характеристик объектов и качества архитектуры.
Если мы говорим про средние значения, то здесь ширина улицы должна быть не более 30 метров, а высота домов – не более 20 метров, ширина тротуара и парковочной полосы с одной стороны не меньше 25% от ширины улицы (ширина тротуара не менее 2 метров). Улице с такими пространственными характеристиками уже куда сложнее создавать атмосферу уюта без деревьев.
Впрочем, хорошая архитектура и качественное покрытие также могут давать, пусть менее уютные, но тоже неплохие варианты.
- Другим хорошим вариантом, является улица, создающая атмосферу простора и свободы. Пространства, организованные таким образом, не оказывают давления своим масштабом, а наоборот, делают человека своей частью, как бы помещая его на свою воображаемую вершину, словно на самый верх горы, где огромная открытая среда вокруг создает ощущение простора и полета.
Хорошим примером является улица небольшой ширины (до 20 метров, ширина тротуара с одной стороны не меньше 25% от ширины улицы, но не менее 2 метров) окруженная высотными зданиями. В этом случае пространство, создаваемое высокими зданиями образует как бы «вертикальный простор», а малая ширина улицы, во-первых не оказывает давления со своей стороны большими размерами, а во-вторых образует своего рода «узкий пространственный лифт», который, если смотреть вверх, как бы приподнимает человека над средой.
Улица с большей шириной (до 40 метров, ширина тротуара с одной стороны не меньше 30% от ширины улицы, но не менее 5 метров) тоже может быть неплохим вариантом, однако там простор обеспечивается не только высотными зданиями, но и пространством улицы.
Другим хорошим примером, является случай, когда с одной стороны улицы отсутствуют здания, вместо которых располагаются большие открытые пространства. Таким образом создается эффект простора. При этом, хорошая архитектура и озеленение, как всегда, делают среду еще более комфортной.
- Существуют также промежуточные варианты между «уютной» и «просторной» типами улиц. Например, простор улицы может быть обеспечен не высотой зданий и большими открытыми пространствами, а ее шириной, при этом улица не должна быть слишком широкой (до 40 метров, ширина тротуара с одной стороны не меньше 20% от ширины улицы, но не менее 5 метров), а высота большинства зданий не более 20 метров. Здесь очень важная хорошая архитектура, так как именно она и будет обеспечивать визуальную комфортность, без которой трудно будет труднее ощутить простор и свободу данного пространства. Как пример здесь можно привести Невский проспект в Санкт-Петербурге (хотя ширина тротуара там и меньше 20% от ширины улицы):
Другой промежуточный вариант – это широкая улица (до 40 метров, ширина тротуара с одной стороны не меньше 20% от ширины улицы, но не менее 5 метров), с высотой большинства зданий не более 20 метров, при этом имеющая большое количество взрослых деревьев вдоль тротуаров. Такая улица, благодаря деревьям, несмотря на свою ширину будет скорее создавать атмосферу уюта, а не простора.
Поговорив про хорошие варианты, нельзя не упомянуть о плохих.
Главный плохой вариант – это когда пространство задавливает человека, и он чувствуешь себя скованно и неуютно. Чаще всего подобное можно наблюдать на сверхшироких магистральных улицах (ширина более 40 метров). Большую часть таких улиц, как правило, занимает проезжая часть, которая «давит» на пешехода.
Уменьшить данное «давление» можно если, например, уменьшить проезжую часть до 30% ширины улицы, и меньше (хотя это будет уже скорее площадь, а не улица). Также поможет наличие большого числа деревьев, высаженных на широких тротуарах в несколько рядов. Впрочем, и первый и второй пример, если и используются, то крайне редко. 
Зато вариант с разделением проезжей части еще дополнительными тротуарами, а также озеленение улицы, используется куда чаще и дает свой положительный эффект, по уменьшению «давления» проезжей части на пешехода.
К слову сказать, проезжая часть может «давить» на пешехода и на менее широких улицах, если тротуар имеет маленькую ширину, например метр и меньше – пешеход чувствует себя «сдавленным», ему некомфортно, он не чувствует себя до конца в безопасности.
Если говорить про высоту домов на свершироких магистральных улицах, то здесь, как правило, закономерность одна – чем выше здания тем больше с их стороны оказывается дополнительное «давление» на пешехода. Однако тут есть некоторое исключение. Если речь идет о совокупности высоких отдельных зданий и широких тротуарах, то «давление» может быть существенно нивелировано, созданным таким образом чувством простора. 
Ни зависимо от того, какой из «хороших» вариантов мы возьмем, везде, с точки зрения удобства пешехода, действует одно общее правило – чем шире тротуар, тем лучше. Для «уютного» варианта – чем больше деревьев, и других зеленых насаждений, тем лучше.

б) Рельеф местности – достаточно важный параметр пространственной организации города, который определяет перепады высот. Самыми распространенными вариантами проявления рельефа в городской среде являются:

- Перепад высот на улицах. В данном случае с вершины улицы открывается несколько более масштабный вид, по сравнению с ровной улицей, что придает таким участкам больше простора. Но в то же время, пешеходу сложнее передвигаться по таким улица, так как все время приходится подниматься и спускаться.
- Видовые точки на вершинах городского рельефа с которых открывается красивый вид. Как правило такие точки называются смотровыми площадками. Подобные локации безусловно являются украшением любого города.
Иногда подобные видовые точки встречаются если смотреть прямо вдоль улицы.
4) Покрытие городской среды – сюда относится дорожное и тротуарное покрытие, его материалы, состояние и чистота. Также сюда можно отнести различные бордюры и иные подобные вспомогательные и смежные элементы покрытия. Газоны при этом, к данному параметру не относятся.

У данного покрытия есть две основные функции:
а) Эстетическая – главная функция, определяющая внешний вид покрытия. Ровное покрытие выглядит лучше, чем дефектное, в ямках и неровностях.
Чистая улица визуально красивее чем грязная и с мусором.
Важное значение с эстетической точки зрения имеет материал покрытия. Например, плитка, как правило, выглядит лучше чем асфальт. 
Таким образом, ровное, чистое, качественное покрытие дает хороший эстетический эффект. При этом плитка, брусчатка и другие подобные покрытия, как правило, смотрятся лучше чем асфальт.
б) Функция комфорта передвижения – данная функция определяет комфортность перемещения по тротуару и проезжей части. Так как, мы условились, что транзитная функция в данном случае удовлетворяется, то здесь речь идет только о небольших дефектах покрытия, а также некотором уровне мусора и грязи, при котором главный отрицательный эффект – эстетический, и мало влияет на комфортность самого перемещения. 
Так как транзитная функция в любом случае выполняется, то функция комфорта перемещения имеет не такое важное значение, и в этом смысле, является не важнее эстетической функции, потому что, пройти по тротуару с небольшими дефектами и мусором по углам не составляет особых проблем, хотя идти по неровной плитке, конечно не так комфортно, как по идеально выложенной.

Таким образом, параметр покрытия городской среды – это во много эстетический аспект. С этой точки зрения, данный параметр, по значимости уступает трем предыдущим и находится на четвертом месте, что, впрочем, не означает, что он не имеет значения. Качественное покрытие – очень важная составляющая городской среды.
Подводя итог можно сказать, что приведенные параметры городской среды конечно не являются полностью исчерпывающими, однако их с уверенностью можно назвать главными, основными параметрами, определяющими не менее 90% характеристик общественного пространства.

Большинство видов улиц взято из сервиса панорамных видов улиц google street views.

Вступайте в группу ВК Красивый город, там вы найдете еще больше интересных материалов на тему городов, общественных пространств, и не только!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

О ликвидации деревьев на главной улице Воронежа

После самоизоляции люди должны увидеть красивый проспект Революции